Первый мост через Керченский пролив был построен в 1944 году во время войны

Дебаты о необходимости возведения моста через Керченский пролив велись достаточно активно, и с новой силой разгорелись в 2014 году из-за событий, ставших поводом для возвращения Крыма в состав России. К спорам о возможности построить мост через керченский пролив подключились не только инженеры и строители, но и огромное число диванных аналитиков. «Нам пророчат беду», как пелось в знаменитой пенсе из старого советского фильма. Нас уверяли, что построить мост нельзя, это невозможно, это никому не удастся…

Но мало кто из диванных экспертов широкого профиля (знающих всё от геологии до сопротивления материалов) знает, что более 70 лет назад в Крыму уже было построено сооружение, о котором информации не так много, но которое сыграло немаловажную роль в истории полуострова. Оказывается, Керченский мост уже возводился однажды – во время Великой Отечественной, в 1944 году, причем строительство его длилось ровно 150 дней.

Военная необходимость моста из Крыма на Кубань

Построить Керченский мост планировалось еще в 30-х годах, однако начавшаяся война не дала претворить в жизнь изначально задуманное. Интересным фактом можно считать то, что проект в итоге был разработан немецкими захватчиками для бесперебойного движения железнодорожного и автомобильного транспорта через Керченский пролив. Самим Гитлером был дан приказ министру вооружений реализовать строительство.

ЖД мост через Керченский пролив, 1944 год

Необычайно активное движение немцев на Керченском полуострове в 1942 году не могло остаться незамеченным для советской авиации, но бомбить склады и уже готовые сооружения в этой местности категорически запретили – советское правительство надеялось завершить начатое немцами строительство, освободив Крым от нацистов в скором времени.

Строительство моста с Кубани в Крым во время войны

Сами же немцы отказались от капитальных строительных работ, и мост не достроили, создав лишь канатную дорогу, которой и пользовались в 1943 году в качестве переправы. Ежедневно с ее помощью можно было переправлять почти 1 тысячу тонн груза.

Строительные работы по сооружению моста через пролив во время Великой Отечественной

В апреле 1944 года стало понятно, что разгром фашистов в Крыму Красной армией неминуем. Отступая, немцы практически полностью уничтожили полуготовое мостовое сооружение. А вот уже советским инженерам и строителям удалось восстановить взорванные нацистами конструкции и достроить мост через Керченский пролив в 1944 году, соединив Кубань и Крым.

Мост через Керченский пролив в 1944 году

Мост через Керченский пролив, построенный практически в экстремальных условиях военного времени, являлся полноценным инженерным сооружением. Он содержал два разводных пролета, а длина его составляла 4,5 километра.

Советские инженеры построили мост по немецкому проекту в 1944 году

Отстраивать мост через Керченский пролив было решено еще до освобождения от немецких захватчиков самой Керчи. За основу взяли конструкции, разработки, технику и стройматериалы, брошенные немцами. Далее советскими инженерами был разработан проект железнодорожного моста, который должен был состоять из 115 мостовых пролетов длиной 27 метров каждый.

Строительство моста из Крыма на Кубань во время ВОВ

Судоходный фарватер был оснащен двухпролетным поворотным механизмом, который имел длину 110 метров и обладал возможностью разворачиваться на 90 градусов. Это необходимо было для того чтобы можно было пропускать сразу в обоих направлениях суда самой разной грузоподъемности. В это же время велось строительство западной и восточной железнодорожных линий подходов к мосту.

Схема моста через пролив в Керчи во время Второй Мировой войны

Тщательно изучив известные факты о ледоходах и последние геологические исследования, было решено строить мост в направлении коса Чушка-поселок Опасная. Причем весь фронт основных работ разделили на два этапа: непосредственный запуск моста и его укрепление, в том числе и ледорезами.

Мост из Керчи до Кубани в 44 году 20 века

Уже в ноябре 1944 года через мост был пущен первый поезд. Но второй этап работ не был выполнен, и в достаточной степени мост не мог противостоять экстремальным зимним условиям. Зима 1944-45 годов оказалась губительной для сооружения, к тому же к этому времени основными направлениями доставки снабжения для фронта были другие линии, поэтому Керченскому мосту уделялось, гораздо меньше внимания.

Сапер готовится к подрыву ледяного покрова перед мостом

В итоге с 18 по 20 февраля 1945 года ледяными полями была разрушена большая часть опор, в результате чего произошла авария. К этому моменту роль проекта была сыграна, а польза, которую он принес за все время своего существования – колоссальной. И хотя в 1945-46 годах разрабатывался план строительства постоянного моста, проект сочли дорогостоящим, и мост восстанавливать не стали.

Публикация подготовлена по материалам блога tov-tob.livejournal.com — мы выражаем благодарность за такой интересный материал и иллюстрации!!!

Россия построила Крымский мост!

В наше время и при сложившихся обстоятельствах необходимо понимать, насколько необходим был мост через Керченский пролив. От строительства моста с материковой части России в Крым зависело удобство и комфорт передвижения не только крымчан, но и многочисленных гостей полуострова в разное время года. Мост ждали как жители Крыма, так и вся Россия! Можно сказать, что подъем туристического направления напрямую зависит от возведения подобного сооружения.

Было много споров и увещеваний, что России не удастся построить мост через пролив и соединить Крым с материком. Кто-то пугал высокой ценой, кто-то тяжелыми условиями строительства, кто-то геологией, кто-то ледоходом… Однако, русские тем и отличаются, что привыкли преодолевать сложности и отвечать на самые глобальные вызовы! Оглядываясь назад видно, что изыскания, проект моста в Крым, исследования, переговоры с инвесторами, поиск подрядчиков — всё это оказалось России под силу. Преодолев все проблемы и санкции, опередив сроки на полгода, Россия построила Крымский мост и обеспечила круглосуточное, круглогодичное и всепогодное прямое автомобильное и железнодорожное сообщение Крыма с материком!

Комментарии: 11
  1. Наталья Бергс

    Как житель Крыма понимаю, насколько сегодня важен Мост через Керченский пролив. Переправа встает всякий раз, когда меняются непредсказуемые погодные условия. Читаешь статью и понимаешь, что даже в тяжелейшие военные годы государство более ответственно относилось не только к потребностям населения, но и к скорейшему восстановлению ВСЕЙ СТРАНЫ. За такой короткий срок восстановить столь важный стратегический объект, чтобы он выполнил такую колоссальную работу – это просто невероятно! А сегодня что? До сих пор проект Моста не утвердили и строительство так и не началось. Сегодня бизнесмены желают набить свои карманы на реализации крупномасштабных проектов. А страдает обычное население. Но будем надеяться, что скоро проект запустят, понятное дело, не так все просто сегодня!

    1. Крымчанин (автор)

      Если взглянуть на большую стройку в Сочи к олимпиаде 2014, то можно надеяться, что построить керченский мост успеют довольно быстро, а стащить много просто не дадут!

  2. Василий Андронюк

    Люди работали в самых жесточайших условиях на благо Родины, понятие которой тогда еще было осознаваемо и целостно! А сейчас действительно сплошные тендеры, которые существуют для того чтобы каждый победивший в них мог обогатиться еще больше, а потом уже КАК-НИБУДЬ реализовывать поставленные задачи! А у многих родственники не могут повидать своих близких, потому что или дети маленькие, или пожилые люди – просто боятся не перенести паромно-штормовых условий. Мост необходим обычным людям, но никак не политикам и бизнесменам!

  3. François

    Crimea does not belong to Russia… there is no need for a bridge unless Ukraine choose to build one… the story of Crimea is not over!

    1. Крымчанин (автор)

      Почти год назад у жителей Крыма спросили с кем они хотят быть, с Украиной или Россией, и большинство проголосовало за Россию. Даже 23 года русофобской политики и антироссийской пропаганды не смогли вытравить из сердец крымчан любви к России. Так что не лезьте больше! В Крыму мир! А значит будет и процветание, и мост обязательно построят!

  4. Роман Пушной

    Ukraine is a part of Russia, occupied by USA.

  5. Yuriy Slaschov

    Мост строят на грязевом вулканизме: в проливе 80 метров донных отложений, шесть водоносных горизонтов, карстовые пустоты от Керческого полуострова до Тамани. Плюс, ко всему замерзание акватории и сильнейшие ветра, ураганы, срывающие зыбучую почву с Кубани.

    1. Аноним

      Тем интереснее задача для проектировщиков и строителей! При такой геологии построить надежный мост — это вызов для инженерной мысли человека! Да, для некоторых из 288 опор забивают сваи длиной более 100 метров — вот тут всё очень хорошо и довольно подробно расписано о преодолеваемых сложностях строительства http://www.perekop.ru/stroitelstvo-kerchenskogo-mosta-v-krym/

  6. Nik Starik

    «Цыплят по осени считают»… Забули?

    1. Аноним

      Главное, чтобы вы здобули свободу для крымчан от вашей зрадоперемоги ;-) А с мостом мы уж как-нибудь сами, и достроим, и если понадобится отремонтируем.

      1. Nik Starik

        І хто ж кого зрадив?

Добавить комментарий