Как правильно написать автобиографию

Автобиография — описание жизни человека от момента рождения до момента ее составления, выполненное собственноручно и в хронологическом порядке, также дающее представление о тех или иных качествах составителя. Зачастую, автобиография является дополнительным документом к резюме и анкете при приеме на работу.

Важно знать, что этот документ не является обязательным при поступлении на работу. Согласно ст. 65 ТК РФ работодателю при приеме претендент предоставляет только паспорт, трудовую книжку (если она имеется), СНИЛС, для военнообязанных — военный билет. Документ об образовании обязателен при приеме на работу, требующую определенных знаний, а справка об отсутствии судимости — при приеме в отдельные организации (например, связанные с воспитанием несовершеннолетних).

как правильно написать автобиографию

Заполнение автобиографии при приеме на работу и поступлении на службу

Если в организации при рассмотрении кандидатуры соискателя, или при приеме на работу требуют представить автобиографию, граждане имеют полное право отказаться от ее заполнения. Однако, учитывая, что правильно составленная автобиография может послужить дополнительным аргументом при решении о приеме на работу, написать ее стоит.

Следует помнить, что автобиография относится к документам, содержащим персональные данные, и на нее в полной мере распространяются положения закона «О персональных данных» (ФЗ-152 от 27.07.2006).
Когда автобиография необходима

Трудовой кодекс РФ позволяет требовать иные, кроме названных выше документов при приеме на работу, только в случаях, специально оговоренных в нем, либо установленных другими ФЗ, указами Президента, Постановлениями Правительства.

В связи с этим, законно требовать автобиографию от кандидата на вакансию при:

  • Поступлении на военную службу (Положение о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ № 1237 от 1999).
  • Отборе в противопожарную службу (Госпожнадзор) (Приказ МЧС России № 626 от 11.11.2009).
  • Поступлении на таможенную службу (ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» № 114-ФЗ от 21.07.1997).

При поступлении на государственную гражданскую службу от кандидатов требуется заполнение анкеты установленной формы, которая по своему содержанию весьма близка к автобиографии.

автобиография при поступлении на работу

Автобиография может потребоваться не только при поступлении на работу, но и для участия в различных мероприятиях, конкурсах, программах (как для учащихся или студентов, так и для сотрудников ряда организаций). Как правило, документ этот составляется и пишется лично (собственноручно), и только в ряде случаев изготавливается в печатном виде.

Нечасто, но случается, когда автобиография анализируется не только кадровыми службами и руководством, но и проверяется службами безопасности, психологами, графологами. В любом случае, следует отнестись к ее составлению с максимальным вниманием и ответственностью.

Правильность написания автобиографии

Сам термин «автобиография» означает собственноручное описание автором своей жизни. Соответственно, трудиться над ее созданием придется самостоятельно.

Поскольку ни трудовым, ни каким-либо другим законодательством требования к форме и содержанию автобиографии не установлены, руководствоваться следует обычными требованиями к деловому письму.

Рекомендовано обратить внимание на:

  • Грамотность. Ошибки, как грамматические, так и пунктуационные, недопустимы.
  • Деловой стиль повествования. Не стоит употреблять сложных оборотов, архаизмов или просторечных выражений.
  • Краткость. Отклоняться от описания жизненного пути автору не следует, как и перегружать документ ненужными подробностями.
  • Последовательность. Стоит придерживаться алгоритма: место рождения, родители (семья) — школа —дальнейшее образование — работа —достижения.
  • Правдивость. Сведения, приведенные в автобиографии должны быть верными, не противоречить друг другу. Хотя такой документ не является анкетой, в ряде случаев факты, в ней изложенные могут проверяться (например, службой безопасности) и ложные данные наверняка только повредят соискателю.

В целом, получившийся документ, не должен превышать по объему 1 —1,5 листов формата А4, быть информативным и не перегруженным лишними описаниями. В тоже время автобиография не должна превращаться в резюме и повторять его, поэтому карьерный путь отображается в ней лишь схематично.

Примерная схема написания автобиографии

Используя основные рекомендации по составлению автобиографии, она может состоять из следующих блоков:

  1. Общие сведения об авторе (дата и место рождения, краткие сведения о родителях (семье)). При желании можно указать, чем занимались (кем были) родители, наличие братьев/сестер.
  2. Сведения о школе (даты поступления и окончания), о дополнительном образовании (музыкальные школы, языковые курсы, кружки и т. д.).
  3. Последующее образование (вузы, колледжи и т.д.). Указываются годы поступления и окончания, факультет, специальность.
  4. Трудовой путь: от момента после окончания учебного заведения, до текущего времени. Указывают название организации/учреждения, время работы (в формате «с … по …»), кратко — продвижения по карьерной лестнице или перемещения внутри организации. Можно указать, с чем связаны переходы с одного места работы, на другое.
  5. Личная информация: семейное положение, наличие/отсутствие детей, женщинам стоит выделить время нахождения в отпусках по уходу за детьми, а мужчинам — службы в армии.
  6. Дополнительные сведения: курсы, знание языков, какие-либо важные качества и умения.
  7. Личная подпись, дата составления.

Приведенная схема изложения автобиографии — универсальна, но в зависимости от целей написания, полезно выделить те или иные нюансы. Так, при приеме на работу, целесообразно сделать упор на следующие характеристики:

  • Достижения в карьере либо сильные профессиональные и ключевые умения.
  • Дополнительные знания и умения, которые выгодно отличают претендента от других.
  • Деловые качества, готовность или неготовность к командировкам и т.д.

Зачастую к автобиографии, заполняемой в целях приема на работу, прилагают фотографию (делового стиля), возможно —рекомендательные письма, характеристики.

Автобиография, заполняемая в целях участия в различных мероприятиях, конкурсах, программах, должна акцентировать внимание на тех или иных качествах личности автора:

  • Для школьников и молодежи — успехи/достижения в учебе, участие в олимпиадах, конкурсах, программах.
  • Для студентов, выпускников вузов — освоенные программы, пройденные стажировки, полученные стипендии, гранты, участие в общественных мероприятиях и др.

Таким образом, в зависимости от цели написания, автобиография может выглядеть по-разному.

Ответственность за информацию в автобиографии

Автобиография должна быть достоверной и давать объективную информацию об авторе. Однако, так же, как и в резюме, составитель документа вполне может акцентировать внимание на своих сильных сторонах, подчеркнуть те или иные достижения, а то, что не стоит выделят, лишь упомянуть.

Так, если у претендента на вакантное место после окончания вуза нет даже минимального опыта работы — можно поподробнее указать сведения о стажировках или практике, полученных там навыках и знаниях. Если уровень владения иностранными языками невелик или отсутствует — можно не упоминать об этом в автобиографии (все равно это будет указываться в анкете и резюме).

Все же ложных сведений в автобиографию вносить нельзя, а вот отсутствие некоторых сведений в документе не является основанием для отказа в приеме на работу, или впоследствии — для расторжения трудового договора.

Связано это с тем, что законами или иными нормативными документами не установлено, какие именно сведения подлежат, а какие не подлежат указанию в автобиографии. Написание автобиографии может потребоваться от гражданина не только при трудоустройстве, но и в других случаях. Поскольку пишется этот документ самостоятельно, он также дает возможность составить мнение об авторе, его умение связно и логично излагать мысли, уместить в небольшом по объему документе максимум полезной информации.

Добавить комментарий